Правила педагогической этики
1. Общие положения
1. Настоящие Правила педагогической этики (далее - Правила) разработаны в соответствии с положениями Конституции Республики Казахстан, Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании», Закона Республики Казахстан «О статусе педагога», Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года, Закона Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года «О противодействии коррупции», а также основаны на общепризнанных нравственных принципах и нормах Республики Казахстан.
2. Правила представляют собой свод общих принципов и норм педагогической этики, которыми руководствуются педагоги организаций образования.
3. Знание и соблюдение педагогами положений Правил является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и трудовой дисциплины.
4. Текст Правил педагогической этики размещается в доступном для участников образовательного процесса месте.
5. Разбирательства в отношении педагога и принятые на их основании решения могут быть преданы гласности только с его согласия.
2. Основные принципы педагогической этики
6. Основными принципами педагогической этики являются:
1) добросовестность:
добросовестность педагога предполагает его ответственность за результат обучения и воспитания, умение осуществлять коррективы в своей деятельности, развитую способность к критике и рефлексии, открытость для любых мнений учеников обучающихся и воспитанников, их родителей (законных представителей), коллег;
2) честность:
честность педагога предполагает открытость его оценочной деятельности, прозрачность создаваемой им образовательной среды. Честность запрещает педагогу нарушать права ученика обучающихся и воспитанников, их родителей (законных представителей), коллег;
3) уважение чести и достоинства личности:
Педагог уважает честь и достоинство ученика обучающихся и воспитанников, их родителей (законных представителей), людей, которые становятся объектами его профессионального внимания, тактичен в общении с ними. Он искренне желает развития ребенка, проявляет готовность всегда прийти ему на помощь, обеспечивает деликатность в оценке успехов (неуспехов) обучающегося и воспитанника с целью способствования развитию его личностного роста.
Не допускается применение методов физического, морального и психического насилия по отношению к участникам образовательного процесса;
3-1) патриотизм:
Педагог преданно и с любовью относится к своей Родине - Республике Казахстан, истории, традициям и языку. Сохраняет культурные и исторические традиции Республики Казахстан, гордиться ролью Республики Казахстан в мировой истории, передает это отношение обучающимся.
4) уважение общечеловеческих ценностей:
признавая приоритет общечеловеческих ценностей, педагог с уважением относится к особенностям, ценностям и достоинству каждой национальной культуры.
Педагог воспитывает культуру межнациональных отношений, пробуждает у обучающихся уважение прав и достоинства всех наций и всех людей вне зависимости от возраста, пола, языка, национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения, социального, должностного и имущественного положения или любых иных обстоятельств;
Педагог способствует созданию климата доверия и уважения в школьном коллективе;
5) профессиональная солидарность:
педагог заботится о престиже профессии, уважает честь и достоинство коллег, не допускает действий, наносящих ущерб авторитету учительства.
Не допускается в какой бы то ни было форме злоупотреблять доверием своих коллег, мешать им выполнять профессиональные обязанности, наносить им какой-либо ущерб. Педагог оказывает содействие коллегам в повышении уровня теоретического и методического мастерства, в развитии творческих способностей, приходит на помощь к коллегам, попавшим в беду. Профессиональная солидарность не может служить оправданием неправды и несправедливости;
6) непрерывность профессионального развития.
Педагог совершенствует свое профессиональное мастерство, интеллектуальный, творческий и общенаучный уровень.
3. Основные нормы педагогической этики
7. В своей деятельности педагоги:
1) способствуют воспитанию обучающихся и воспитанников в духе высокой нравственности, уважения к родителям, этнокультурным ценностям, бережного отношения к окружающему миру;
2) прививают обучающимся уважительное отношение к Родине - Республики Казахстан, вселяет дух патриотизма.
3) не допускают совершения действий, способных дискредитировать высокое звание педагога Республики Казахстан;
4) добросовестно и качественно исполняют свои служебные обязанности:
5) непрерывно совершенствуют свое профессиональное мастерство, активно занимаются самообразованием и самосовершенствованием;
6) неукоснительно соблюдают трудовую дисциплину;
7) бережно относятся к имуществу организации образования и не используют его в личных целях;
8) принимают меры по предупреждению коррупции, своим личным поведением подают пример честности, беспристрастности и справедливости;
9) не допускают использования служебной информации в корыстных и иных личных целях;
10) личным примером способствуют созданию устойчивой и позитивной морально-психологической обстановки в коллективе;
11) придерживаются делового стиля в одежде в период исполнения своих служебных обязанностей
12) контролируют и поддерживают устойчивое психическое, физическое и эмоциональное здоровье, необходимое для выполнения обязанностей педагога, а также принимать надлежащие меры, чтобы личные или медицинские проблемы педагога не мешали выполнению своих служебных обязанностей;
13) избегают использование своего статуса педагога в корыстных и иных личных целях;
14) в своей деятельности неукоснительно соблюдают принципы академической честности, берут на себя ответственность за работу, фактически выполненную или произведенную самим педагогом, а также признают работу, сделанную другими.
8. В отношениях с участниками образовательного процесса педагоги:
1) уважают права, честь и достоинство человека независимо от возраста, пола, национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения, социального, должностного и имущественного положения или любых иных обстоятельств;
2) обращаются к участникам образовательного процесса по имени в уважительной и культурной форме, а также с соблюдением общепринятых морально-этических норм, не допускают фактов произвольного искажения в написании и произношении имен участников образовательного процесса,
3) не допускают фактов финансовых и иных вымогательств по отношению к участникам образовательного процесса, прилагают усилия по пресечению таких действий со стороны своих коллег;
4) своими действиями не дают повода для обоснованной критики со стороны общества, терпимо относиться к ней, использовать конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей профессиональной деятельности;
5) оказывают профессиональную поддержку участникам образовательного процесса
6) не подвергают дискриминации лица, который обратился с жалобой на нарушение педагогической этики;
9. В отношениях с коллегами педагоги:
1) соблюдают общепринятые морально-этические нормы, быть вежливыми и корректными;
2) не ставят публично под сомнение профессиональную квалификацию другого педагога.
3) воздерживаются от голословных и бездоказательных жалоб и обращений, не принимают ответных мер против лица, который обратился с жалобой на нарушение педагогической этики.
4. Ответственность за нарушение норм Педагогической этики
10. Нарушение Педагогической этики педагогами влечет дисциплинарную ответственность, установленную Трудовым кодексом Республики Казахстан.
11. Мониторинг и контроль соблюдения Педагогической этики педагогами осуществляют соответствующие Советы по этике.